Заметки покемонофоба
Роман Шебалин, shebalintsy@nm.ru
Журнал "Домашний компьютер", #12, 2001 год, http://www.homepc.ru/
"Не так страшен черт, как его провайдер"
Игра — это просто, игра — это нормально. Есть игра "как на самом деле" и "на самом-то деле — все это игра". И у каждой игры есть свой "процент игры", которым удобно торговать. Серьезные вещи сухи и скучны. Нужен фантик, упаковка. А если есть уже упаковка — к чему вспоминать о том, что там, внутри — должно быть нечто еще?
Возьмем, к примеру, Интернет... Общение, получение информации? Но зачем тогда все эти картинки, виньетки, рамочки? Зачем — мелькание и разноцветие? Нет, не обманете, — игра. Или "виндоуз". С иконками, окошечками, часиками и стрелочками... Вернее сказать: как бы игра. Потому что "виндоуз" — все-таки оперативная среда, а Интернет — мощнейшее коммуникативное средство. С мощнейшим игровым процентом. Не думай, играй, а если что не поймешь — обратись к изготовителю, к мастеру. Добрый дядя придет и все починит.
Тинейждер, смачно хрустящий твиксом, знает ли все об ингредиентах своей "сладкой парочки"? Рядовому пользователю доступна ли информация о принципах работы его любимой "среды"? Не уверен...
Все обратимо. Незаменимых деталей у нас нет. Сегодня убит злодей из 3782 серии, завтра на его месте окажется злодей из 3783-й. Сгорел монитор? Не запускается софт? Обратитесь к специалистам или купите новый. Стерли программу? Посмотрите в "корзине"; позвоните на завод-изготовитель, сходите в Интернет, в конце концов.
Внутри — там пусть будет все, что угодно: да не заболит у вас голова об этом. Снаружи — лишь игра: "Покемон", "Лунная диадема". Короче, дизайн.
Японские аниматоры — доки по изготовлению игрового процента, дизайна. Их упаковки давно признаны и Европой, и США, то есть — находятся на уровне "мировых стандартов". Их мультипликационные упаковки почти идеальны. Я не знаю, по какой причине, какому врагу пришло в голову показывать детишкам нашей страны именно этот сериал. Есть факт: картинки на телеэкране.
Есть они — упаковка, и есть они — содержание. Посмотрим... Удивительный мир в мультсериале "Покемон". Запаянная реторта, в которой постоянно идут некие однообразные процессы. Добро и зло борются друг с другом. Злодеев треплют, унижают, а потом... они возвращаются как ни в чем ни бывало: ура? Казалось бы, парадокс, — на что еще злодеи, как не на то, чтобы их убивать. Отнюдь: злодеи на то, чтобы их не-убивать! Вот — Команда "Р".
Каковы они, эти злодеи?Они постоянно на что-либо злятся. Но делают это так мило, не правда ли? Но они глупые, любой мало-мальски соображающий зритель, осознав их странные действия, смекнет: глупо они делают... Но они своей глупости не замечают, они вообще ничего не замечают. Они любуются собой.
А разве мультсериал о Команде "Р"? Как?! Он именно — о Команде "Р"! Разве не она вносит ту динамику в сюжет, без которой созерцание мелькающих картинок было бы совсем уж невозможным занятием. Именно действия Команды "Р" проявляют особые чувства у Эша и Ко, за что мы, собственно, Эша (со всеми его покемонами) и любим. Они, в конце концов, сильнее, выносливее: каждый раз они почти гибнут, но — потом возвращаются опять. С "добрыми" — все всегда понятно. Они, если и спорят, то не убедительно, если обижаются друг на друга, то вяло. Скучно смотреть. Нет, нужны такие, на которых мы можем по-настоящему (т. е. — по игре), обижаться, с которыми можно спорить... Нужны те — кто враги. Но в красивом игрушечном мире и враги должны быть плюшевые и приятные. Поэтому образы врагов — тоньше, изысканней. Злые, но не страшные. Некие "они", побеждать которых можно в шутку, играючи. Училка, грозящая двойкой — Команда "Р", старшеклассник, трясущий из тебя мелочь на переменах, — Команда "Р", мафиози в правительстве — не думайте, детки, играйте... Все это — Команды "Р". Приколы, так сказать. Их можно бить, над ними можно смеяться — им не больно. Они забавные и злые. И я вижу, на какие проблемы не могут научиться смотреть всерьез мои младшие соотечественники.
"И вся покемонская конница, и вся покемонская рать не может..."Во многих рецензиях, анализирующих качества мультсериала, превозносятся его "воспитательные свойства". Мальчики и девочки ловят биоэлектронных существ специальными ловушками (покеболами), в которых покемоны после живут, выбираясь по велению хозяина (по собственному желанию — почти никогда) и совершая при этом некие чудеса воинской доблести. Доблесть же обнаруживается исключительно в том, чтобы побить покемона другого хозяина... Чем весь этот кошмар отличается по сути от гладиаторских боев между рабами на удовольствие амбициозных патрициев? Не очень также понятно, как можно с моральной точки зрения охарактеризовать эти бои (и куда смотрит их местный "Гринпис"?.. должно быть, туда же, куда и наш)... Ведь на самом-то деле покемонов никто не дрессирует и не воспитывает. Дают проявить свои (кстати, врожденные) возможности — да; но — воспитывают? Ни люди, ни их игрушки за 10-20-30 серий качественно не меняются. Вот какой-нибудь Х-Игнасио — хоть ему кол на голове теши — как был лакированным фанфароном, так им и останется по самую 2781 серию. Ему можно. Лучше годы его жизни — миновали. Да и аудитория "хосериальной" патоки, как правило, не та, которой необходимо "расти и расти". Им 50 и выше. А вот у Эша — все, извините, еще впереди. Ему 10 лет. Он не может не воспитываться. Он формируется. А если нет, что ж: стало быть, на экране — история почему-то остановившегося в своем развитии, тупеющего от серии к серии мальчика. Ибо в таком возрасте отсутствие прогресса есть регресс. И эту деградацию показывают его сверстникам. Кроме того, Эш и Ко — прежде всего пользователи. Они ничего не придумывают, не выстраивают, не фантазируют (ха, в таком-то возрасте!). Они лишь пользуются покемонами, их возможностями, их примитивными, но все-таки — чувствами: рефлексами и комплексами. Они никогда не интересуются: а почему этот покемон такой и так поступает, а тот — сякой и сяк поступает.
Вы никогда не обращали внимание на то, что добрые герои "Покемона" друг с другом фактически не общаются. Играют — да — в некую дурно затянувшуюся игру, но не общаются. Личные представления о мире как Эша, так и Мисти, Брока, Гэри — загадка чуть ли не для них самих. Об интеллекте всей этой компании я вообще умолчу. Напомню только, что детская сказка "Алиса в Стране чудес" была написана для их сверстницы...
От серии к серии, видите ли, идет долгий и кропотливый процесс дрессировки покемона. Но если их дрессируют, они же должны, извините, дрессироваться! Обучаться новым "штучкам", находить новые решения новых проблем, раскрывать себя все глубже и глубже... Не видоизменяться, крутея, так сказать, количественно (как гусеница становится бабочкой), но — качественно. Не повышать уровень, но расширять возможности. Иначе — зачем их надо было делать живыми? Иначе — чем они не процессоры, принтеры, мониторы, прокладки, шампуни?..
И Эш, и Ко, и покемоны, и злодеи: от серии к серии и те и другие — продолжают наступать на все те же телеграбли. Вот: Эш заносчив, над ним по-доброму смеются его друзья, после он пытается при помощи некоего покемона утвердить свою доминантность, но оказывается, что зря он так. И друзья его ценят, и покемоны его любят... В это время Команда "Р" пытается украсть у них покемона (как правило — Пикачу); и тогда уже "хорошим" не до разборок, кто чисто круче. Они, позабыв недавние амбиции, смело и весело дают "врагам" надлежащий отпор. Команда "Р" опять посрамлена, теплота отношений (ее символом является лопочущий имя свое Пикачу) восстановлена.
Краткий, так сказать, сюжет примерно 90% серий. Вывод: нам показывают стагнацию. Время и пространство там остановились. Да, с подобными показателями есть также и Страна Где-то Там (с Питером Пэном), но в ее существовании есть вполне декларируемый смысл; смысл же и идея существования мира "Покемон", на мой взгляд, — пшик, яйцо выдуманное.
В чем оригинальная польза именного этого мультсериала? Любое массовое произведение искусства обязано приносить социально значимую пользу; в противном случае — это произведение приносит вред. Да, конечно, с определенной точки зрения, оно воспитывает и формирует. То самое "игровое сознание". Но боюсь, что придется говорить не о воспитании, но о зомбировании. Потому что — нет альтернативы. Потому что иных мульфильмов — ничтожно мало. Ничтожно мало показывают...
А заземляется он... хвостом!Кстати, кстати, как же Пикачу?! Разве он не славный? Славный. Но одного Пикачу для мультсериала мало: "должно быть что-то еще". Или давайте все 20 минут будем наблюдать за одиноко резвящейся на экране медовой тушкой. Первые 5-10 минут умиления будут поглощены последующими 10-15 минутами уныния. Поскольку мультфильм не плакат, — там должны быть сюжет, конфликт, динамическая концепция... (Еще раз: спасибо Команде "Р"!).
Вот создатели, скажем, "Телепузиков" выкрутились из эдакого откровенного дебилизма включением в антидинамическое повествование документальных фрагментов "домашнего видео". Все-таки каждый раз — нечто чуть неожиданное. Так что "славность" Пикачу — это, конечно, дело хорошее, но... почему тогда просто не повесить на стену плакат и наслаждаться его очаровательной статикой?!
Видимо, плакат — это слишком просто. Не поиграют. Не поймут. Не купят.