Gil-Gollor Создано 15 Aug 2014 23:27 | Рецензия на конкурс "Критик"
Pokemon: the First Movie. Mewtwo Strikes Back (1998)
Покемон: Фильм Первый. Мьюту Наносит Ответный Удар (1998)
8 из 10
Сюжет. 9 из 10
Первый фильм открывает перед нами историю Мьюту – историю угнетения и борьбы, становления личности и взросления, стремления к свободе. С одной стороны, мы видим «Нового Прометея» Мэри Шелли, с другой же, тут извечное противостояние отцов и детей – Мью и Мьюту, Джиованни (в лице учёных на одиноком острове, а, за тем, во плоти) и Мьюту. Будучи генетически модифицированным Мью, Мьюту испытывает ненависть не только к своим отцам-создателям, но и к матери-Мью, он жаждет уничтожить их, осознавая убогость собственной псевдожизни.
Ключевой особенностью становится то, что история преподносится скорее с позиции Мьюту, который и становится главным героем (антигероем?) сюжета, в отличие от «классической» подачи с позиции игрока-Эша. Перед нами уже не просто рассказ о мальчике и его покемоне, а сказка (или, как принято говорить в наше время, тёмное фэнтези) в лучших традициях Э.Т.А. Гофмана.
«Сделка с дьяволом» ставит Мьюту и Джиованни на одну сторону доски: стремление преумножить своё могущество, которым так умело манипулирует Джиованни, загоняет покемона в кабалу, выраженную, в том числе, и визуально по средствам особого костюма, увеличивающего психическую мощь. Этот пси-сюит становится своеобразным Кольцом Власти, должным обречь Мьюту на участь «назгула (раба Кольца)». От того сцена с разбиванием оков (крушением костюма) весьма показательна. Этот символ даже ярче и важнее самого уничтожения базы Команды R, лидером которой является Джиованни. В то же время, это не только падение «ков зла», но и «оков опеки» - символ взросления, избавления от родительской заботы.
Стремясь обрести силу, Мьюту потерял (а имел ли?) всякий гуманизм, сострадание, сочувствие и саму способность любить. В искалеченной душе его живут лишь страдание, гнев, мстительность и неуёмная жажда власти. Созданный людьми, Мьюту стал слишком уж человечным в худшем смысле этого слова. И рождается «битва света с разумом»: Эш и Мью (дружба, надежда, любовь) противостоят Мьюту (жажда власти, славы, наживы). Однако, Мьюту не превращается в опереточного злодея или тёмного властелина – и на его стороне есть своя правда, его жестокость трудно, но возможно оправдать.
Наличествует тут и ницшеанская аллюзия: покемон супремо изменённый и изменившийся, убивший Бога (чувства) в себе и ставший Богом. Но целенаправленно ли Мьюту так (божественно) жесток, или его ожесточили его создатели, или же это просто детская жестокость, проверяющая себя, окружающих и весь мир на прочность? Подростковый бунт существа, обладающего поистине титаническими силами. За Спартаком-освободителем идут не последователи и ученики, а лишь рабы-суперклоны. Не лидер, но творец. Жестокий и злобный демиург, лишённый сочувствия и сострадания, или же просто не знающий, что это такое. Когда Мьюту создаёт суперклонов и устраивает великое побоище нам открывается его истинная суть: перепуганный злой ребёнок, не понимающий мироустройство, но желающий переписать его. Жертва, а не злодей. Маугли в кошачьей шкуре, знающий лишь закон джунглей. Джунглей человечества – права сильного. Но не обременённый людской моралью, опытом, знаниями, честью. Ребёнок, отрывающий крылья мухам и разоряющий муравейники.
Вопрос, звучащий в первые секунды «Кто я? Что я?» красной нитью проходит через весь фильм. И ответить на него должен не только Мьюту, но и Эш, и сам зритель. И Эш, отвечает, совершая свой самый взрослый поступок в жизни.
То, что мы видим в финале, яркий пример классической сказки. Можно даже смело сказать, христианской сказки. Эш уподобляется Христу-Аслану из «Льва, Колдуньи и Платяного Шкафа» К.С. Льюиса. Самопожертвование, как величайшая благодетель и ключ к истинной победе – примирению, через горе. И победой над смертью через воскрешение. Этому литературному приёму уже почти две тысячи лет, но он по-прежнему не может не тронуть в самое сердце.
Сюжет «не блещет новизной, разнообразьем перемен нежданных», но увлекает из-за особой атмосферы, ставя перед зрителем серьёзные вопросы и не забывая развлекать. К сожалению, как таковой ключевой интриги тут нет, всё досконально предсказуемо. Но, пожалуй, именно простота подачи сюжета и его тривиальность позволяют как должно увидеть и оценить все скрытые смыслы, посылы и аллюзии, и поставить столь высокую оценку.
Анимация. 8 из 10
Для своего времени, фильм обладает довольно неплохой анимацией, превосходя «Берсерка», «Ковбоя Бибоба» и «Триган» – наиболее ярких представителей 1997-98 годов. Картинка чёткая, рисовка выполнена с достаточной тщательностью, цвета в меру насыщены и ярки. В целом, качество анимации на порядок выше, чем у сериала «Покемон». Здесь мы не увидим довлеющей парадигмы 90-х годов «1 кадр на 3 секунды», количество кадров вполне приемлемо, наблюдаются даже вклинения компьютерной графики.
Сложно точно поставить оценку, ибо сложно подобрать критерии. Что брать за эталон: западную, общемировую или только японскую анимацию, рассматривать через призму того времени или же современности, считать ли компьютерную графику анимацией как таковой? Полагаю, стоит исходить ограничиваясь сугубо японской анимацией и конкретным периодом времени.
Музыка. 7 из 10
Количество и уровень участвующих исполнителей поражают: тут и Кристина Агилера, и Билли Кроуфорд, и Спайс Гёрлс, и Блессед Юнион. Полноценные инструментальные вставки. Подобную аранжировку ожидаешь встретить в диснеевских фильмах, но не в аниме. Композиции по-своему хороши, созвучны с сюжетной канвой и даже с картинкой на экране. Хотя, создателям, вполне вероятно, следовало бы привлечь к работе менее известных японских исполнителей, вместо западных звёзд эстрады. Увы, но излишняя вестернизация звукового ряда убивает часть самобытности. Впрочем, это можно сказать про весь фильм в целом.
Атмосфера. 9 из 10
Атмосферу фильма трудно назвать однородной: готический роман переплетён с историей взросления, классической немецкой философией и процессом самоопределения. Всё это протекает на фоне захватывающих боёв покемонов. Фильм должен был бы стать слишком мрачным, гнетущим, если бы не участие Эша, Пикачу и Мью. Эта троица привносит в него детскую наивность и душевную теплоту. Каким-то неведомым образом такое соседство «взрослых» и «детских» тем даёт целостность, атмосферность. Атмосфера сказки, где всё обязательно должно кончиться хорошо, ни на секунду не отпускает. Фильм передаёт дух игр-первоисточников намного лучше, нежели сериал, именно за счёт схожести атмосферы. И, при всём при этом, не ощущается перенасыщенность философией, излишними тайными смыслами – фильм смотрится легко, непринуждённо, трогая душу и заставляя задуматься уже после просмотра.
Перед нами не просто очередная серия «Покемонов», здесь всё иначе. Но «иначе» вовсе не означает «хуже».
Метки: -
|