Почти в каждой CRPG есть как минимум одно подземелье, кишащее этими мерзкими созданиями. Существует огромное количество разновидностей слизи, но все они отличаются большой опасностью для своих противников. Слизь (а также жижа, желе и пудинг, хотя последний биологически не относится к этой группе) представляет собой чаще всего аморфную, амебоподобную массу, не обладающую никаким интеллектом, зато имеющую зверский аппетит. Эта масса течет по камням подземелий, почуяв вибрацию от живого существа, и атакует свою добычу, разъедая плоть, дерево, кожу и даже металл, в том числе заколдованный. За это их особенно не любят - для многих игроков, увы, смерть является более предпочтительным вариантом (как же, потом всегда воскресят!), нежели потеря крутой магшмотки. Большинство видов слизи неуязвимы почти для любой магии, за исключением огня и в меньшей степени - холода (а электричество на многих из них и вовсе оказывает благотворное воздействие), некоторые неуязвимы и для оружия, многие наносят повреждения ядом или кислотой или выделяют парализующий секрет - в общем, эти создания являются опасными врагами. А их обилие в подземельях объясняется большой полезностью в роли автоматических швабр и пылесосов. Зеленая слизь (Green Slime) относится к менее активным формам слизи. Путешествовать и атаковать она неспособна, и потому ее ценность в качестве уборщика близка к нулю, зато она является неплохой биологической ловушкой. Приклеившись к потолку, зеленая слизь выжидает какую-либо добычу, и заслышав шаги оной, сваливается ей на загривок и начинает активно питаться. За несколько минут слизь разъедает доспехи, а еще через несколько минут ее жертва сама полностью превращается в слизь. Вот такие дела. Оливковая слизь (Olive Slime) родственна зеленой, но более опасна. Она образует со своей жертвой симбиотическую связь, и жертва всеми силами защищает поросль слизи, прицепившуюся к ней, а со временем превращается в зомбиподобное растительное существо, служащее паразиту. Оливковая слизь уязвима для кислоты, и оба вида слизи могут быть поражены огнем, холодом или магией, исцеляющей болезни. Бурое желе (Ochre Jelly) является активной слизью, разъедающей все на своем пути, амебой, путешествующей по коридорам в поисках пищи. Электрические атаки способствуют размножению бурого желе, разделяя его на две меньших особи. Горчичное желе (Mustard Jelly) - одна из самых могущественных форм слизи, уникальная тем, что обладает интеллектом. Оно почти невидимо и способно делиться на две особи и сливаться заново по желанию. Hемагическое оружие не может поразить эту тварь, а вред от чистой магии излечивает ее. Серая жижа (Gray Ooze) предпочитает форму растекшейся лужи небольшой глубины, но большой площади. Она невероятно быстро разъедает металл и даже может использоваться в гравировальном деле (кусочками). В отличие от прочих видов слизи, серая жижа полностью уязвима для оружия (которое, в свою очередь, полностью уязвимо для серой жижи) и электричества, зато не повреждается огнем и холодом. Родственная ей хрустальная жижа (Crystal Ooze) обитает в воде, где почти невидима, и неспособна разъедать металлы. Желатиновый куб (Gelatinous Cube), возможно, является самым популярным видом слизи. В отличие от прочих форм, куб имеет совершенную кубическую форму (что, в общем, очевидно из названия) и не может ее менять, что делает его наиболее удобным для уборки помещений. Желатиновый куб полностью прозрачен, и зачастую о его присутствии можно догадаться только по висящим вроде бы в воздухе предметам, кои куб не смог переварить. Это существо выделяет парализующий секрет, после чего вбирает жертву в себя и не мешкая ее переваривает. Повредить желатиновый куб можно только огнем и оружием. Пудинги отличаются более сложным строением, нежели слизь, и редко кем-то культивируются. Hекоторые формы этих существ живут на поверхности, а в подземельях чаще всего встречается черный пудинг (Black Pudding). Пудинги стремительно разъедают доспехи и неуязвимы почти к любому волшебству, за исключением огня и вреда от чистой магии. Электричество и атаки оружием делят пудинг на две меньших особи, не менее голодных, чем оригинал.
Еще один из паноптикума изобретенных в TSR монстров-мутантов, зверь-путающий-следы, представляет собой гигантскую пантеру, снабженную лишней парой лап, а также парой щупалец на спине. Возможно, первое появление зверя на свет состоялось в романе Д. Hайлза "Темный источник" (третий том трилогии "Муншаез", Forgotten Realms) - там он является уникальным монстром по имени Шанту, созданным злым богом Баалом в качестве главного из трех своих "детей". Оттуда пантера-мутант попала во множество игр AD&D (особенно в игры "золотой коробки" и в серию Eye of the Beholder), а также в некоторые наиболее откровенные клоны "Подземелий и драконов". Щупальца, растущие из лопаток, являются основным оружием трехметрового Зверя. Лапы и клыки он использует крайне редко, потому что ближний бой лишает его основной защиты, отразившейся в его названии. Дело в том, что Зверь, благодаря непонятной врожденной магии, проецирует свою "голограмму" - иллюзию - на некоторое расстояние от себя, тогда как сам остается невидимым. Атакуя щупальцами с безопасной дистанции, он должен изрядно веселиться, наблюдая, как герои яросто рубят воздух. Только самые могущественные антииллюзорные заклинания могут открыть его истинное местонахождение.
Бехолдеры, без преувеличения, являются одними из самых "культовых" монстров AD&D, неофициальным символом этой системы. Когда-то фэны вносили бехолдеров в список "самых бредовых монстров", но этим чудовищам удалось не только завоевать себе место под солнцем (в серии "Monstrous Arcana" вышло специальное руководство, целиком посвященное бехолдерам), но и вырваться за пределы создавшей их игры. Слегка перерисованные и переименованные, бехолдеры проникли практически во все фэнтезийные CRPG и стратегии. Gazer в Ultima, Chaos Spawn в Master of Magic, Evil Eye в M&M - все это легкоузнаваемые бехолдеры AD&D. Существует море разновидностей бехолдеров, как в AD&D, так и за ее пределами. Однако основные особенности, за исключением некоторых так называемых "beholder abominations" (бехолдеров-выродков), совпадают. q> Бехолдер - это массивный левитирующий шар из покрытой хитином плоти. Шар этот украшен одним глазом и полной зубов пастью, а на его "вершине" располагаются отростки, украшенные маленькими глазками. Все глаза, включая центральный, излучают магическую силу. Стандартный бехолдер имеет 10 маленьких глаз, три из которых способны убивать на месте (распыляя, превращая в камень или просто умерщвляя), а его главное око создает поле, в котором не действует никакое волшебство. Другие разновидности не столь смертоносны, но всегда являются очень серьезными противниками. Бехолдеры умны, жестоки и стремятся к господству (их не зря называют "eye tyrants" - "тиранами ока"), их любимое времяпрепровождение - подчинять себе племена "гуманоидов" или иные неразборчивые в средствах группы и их руками расширять свои владения.
Хотя собственно грелли уникальны для AD&D, их аналоги часто встречаются за пределами этой системы. Грелль представляет собой гигантский мозг с несколькими щупальцами, летающий методом левитации - вспомните, к примеру, "летающий мозг" из Thunderscape. Помимо щупалец, к мозгу также присобачен клюв, напоминающий птичий. С помощью клюва грелли пожирают пищу (обычно мясо) и общаются друг с другом, также применяя жесты щупальцами и телепатию. Эти создания злы и надменны, считают все прочие формы жизни пищей и постоянно на них охотятся. Как можно догадаться из внешности греллей, они довольно умны - вполне достаточно для того, чтобы знать свои сильные и слабые стороны и сражаться так, чтобы лучше всего использовать первые и защитить вторые. Грелли обычно прячутся под потолком пещер и оттуда атакуют щупальцами. Присоски щупалец выделяют паралитический яд, делающий жертву беспомощной и позволяющий чудищу поднять ее щупальцами и отправить в клюв. Грелли также используют оружие - стальное острие, надеваемое на конец щупальца, или волшебное копье молний, поражающее электричеством. Сами они к электричеству иммунны. Hекоторые из греллей-философов (каста офицеров) обладают магическими способностями. Управляется колония греллей колоссальным Патриархом, более могущественным, чем все прочие грелли, но неспособным перемещаться самостоятельно.
За вычетом манчкинов, тарраска является самым ужасным чудовищем, когда-либо посещавшим игры AD&D. Знатоки, впрочем, настаивают, что у достаточно крутого и при этом умного противника, вроде древнего дракона или лича, на тупую тарраску сил хватит, но факт остается фактом - по ТТХ тарраска является бесспорным лидером. Происхождение этого монстра неизвестно, но предполагается, что это божья кара, которую спускают на несчастный мир за грехи его обитателей. Тарраска представляет собой пятнадцатиметрового двуногого ящера с длинным хвостом, чудовищной пастью и парой рогов. В общем, маленькие тиранозавры мечтают стать такими, когда вырастут. Плоть тарраски уязвима только для магического оружия и постоянно регенерирует - даже если от чудовища останется только кусок хвоста, из него отрастет заново тело, которое будет очень недовольно. Шкура тарраски неуязвима к огню и отражает молнии и другие заклинания баллистического типа, причем нередко - обратно в волшебника. Чудовище обладает немыслимым количеством хитов и вполне адекватными атаками - либо оно дерется передними лапами, зубами, хвостом и рогами, либо просто бежит вперед и топчет все, что попадется на пути.