Многим кто задавался вопросом «а как это сделать?», известно, что информация по данному вопросу сумбурна, неполна и преимущественно на английском языке. Лично мне в своё время вообще пришлось пользоваться руководством на испанском. Мало того, в большинстве своём эти инструкции безбожно устарели (как, к примеру, здесь на Покелиге). Поэтому я решил подробно расписать, как и что делать, дабы не возникало никаких накладок и трудностей при обмене покемонов в GBA-играх, используя эмулятор на ПК.
Зачем вообще нужен обмен можно прочитать в другом моём руководстве по данной теме.
Прежде всего, нам понадобится эмулятор, способный имитировать сразу два GBA и, мало того, ещё и соединить их. В данной статье мы рассмотрим версию («сборку») эмулятора Visual Boy Adventure (VBA), специально предназначенную для этого – VBA Link.
На данный момент самой новой версией VBA L является версия 1.8.0. В данном руководстве будет рассмотрена и она, но начнём мы с версии 1.7.3, отличающейся большей стабильностью и простотой освоения. Данная версия имитирует соединение двух GBA (а так же GB или GBC) по средствам GB-кабеля.
Итак, поехали…
Шаг 1.
Проверяем подходит ли наш компьютер. Существуют версии VBA L для NT- (Win) и Nix-систем (включая Mac). Выбираем соответствующую. Далее «железо»: ни для кого не секрет, что все эмуляторы весьма и весьма требовательны к производительности компьютера. Если наш компьютер произведён после 2005 года, то проблем с проведением обмена скорее всего не будет. Для полноценной работы программы нам понадобится процессор с частотой не менее 1 ГГц и минимум 2 ядрами, не менее 2 Гб оперативной памяти и, в идеале, видеокарта с памятью более 600 Мб. При написании данного руководства использовался следующий ПК: Win7 x32, AMD Phenom II x6 1055T 2,8 ГГц, DDR3-1333 4 Гб (две плашки по 2 Гб), Nvidia GTX-560 Ti 980 Мб, всё это на базе Gigabite GA-890 GPA (AM3+).
Шаг 2.
Ищем в интернете VBA Link 1.7.3. Обратим внимание, что официальный сайт VBA – чешский, то есть находится в домене .cz. За безопасность скачивания с любых ресурсов, кроме оного, вряд ли кто-то поручится. Бдительность и внимательность защищают от вирусов надёжнее самого мощного фаерволла. Скачиваем. Разархивируем, используя любой удобный архиватор, к примеру, 7z или WinZip. Устанавливать данную программу, как и практически все эмуляторы, не нужно. Перемещаем разархивиронную папку в любое удобное место.
Важно! Файлы эмуляторы и файлы игр обязательно должны быть в разных папках.
Важно! Ни в коем случае не скачиваем версию 1.7.2! Она куда как менее стабильна, имеет огромную кучу самых различных проблем.
Шаг 3.
Настраиваем программу. При первом запуске любой игры на данном эмуляторе, если мы работаем под Windows 7 или 8, появится сообщение «Цветовая схема Windows изменена на упрощённый стиль», то есть Windows Aero (полупрозрачность) отключится.
Пункт 1. Метод отображения.
Options – Video – Render Method. Для возвращения полупрозрачности выбираем (ставим галочку) GDI.
Важно! Данная настройка повысит потребляемую эмулятором мощность. Если скорость эмулирования слишком сильно упадёт, верните режим DirectDraw (тогда полупрозрачность снова отключится). Здесь же выбираем пункт DDRaw Use Video Memory, таким образом задействуя видеопамять (в дополнение к оперативной), если её объём это позволяет.
Остальные настройки лучше не трогать, если мы не собираемся использовать данный эмулятор в качестве основного. Для применения настроек перезапускаем эмулятор.
Пункт 2. Общие настройки.
Option – Video. Выбираем размер окна, помня о том, что мы будем использовать одновременно два окна. х1 – наименее требователен в плане производительности, изображение отображается таким, какое оно на GBA. Стоит помнить, что монитор не экран консоли – он находится намного дальше от глаз. х4 позволит запустить два окна только на мониторах Full HD, из-за физических размеров окна и может негативно отразиться на производительности. Соломоновым решением будет выбрать х2.
Пункт 3. Общие настройки эмуляции.
Options – Emulator. Отключаем (снимаем галочку) с пункта «Pause when inactive window», как видно из названия, это позволит эмулятору не ставить игру на автопаузу, когда окно не активно.
Важно! Если эта настройка включена (а по умолчанию она включена), обмен будет невозможен, поэтому проверяем, чтобы галочка была снята.
Пункт 4. Настройки сохранения.
Options – Emulator – Save type. Выбираем Automatic. Здесь же нам нужно обратить внимание на настройки флэш-памяти. Если мы будем запускать Fire Red и/или Leaf Green, то нам необходимо выбрать опцию Flash 128K.
Важно! Если оставить выбранную по умолчанию настройку 64 кб, то данные игры просто не будут запускаться.
Пункт 5. Звук.
Options – Sound. При одновременной работе двух окон будет жуткая какофония, поэтому звук нам нужно отключить, но сделать это надо с умом. Выбираем Mute. Если же мы полностью отключим звук (Off), то возникнут проблемы с эмуляцией – она чрезвычайно ускорится (скорость эмуляции будет от 200% до 400%), чего допускать нельзя. Остальные настройки трогать не нужно, если только мы не собираемся использовать этот эмулятор с включённым (On) звуком, тогда можно настроить качество звука (44 кГц – так называемое студийное качество) и его громкость (Volume) (от .25Х – четверть от общей громкости, до 4х – усиление в 4 раза).
Пункт 6. Производительность.
Options – Priority. Приоритет должен стоять Normal, в противном случае (при повышении или понижении приоритета) могут возникнуть самые различные непредвиденные проблемы.
Пункт 7. Пропуск кадров.
Options – Frame skip. Данную настройку лучше осуществлять при запущенной игре «на глаз». Оптимальным будет выбрать значение 0, но в связи с производительностью эмулятора и персональным восприятием настройки могут варьироваться. Стоит учитывать, что при работе двух окон у нас как бы работает два эмулятора, поэтому лучше всего ограничиться значением в пределах от 0 до 2. Можно оставить по умолчанию – 2.
Пункт 8. Управление.
Options – Joypad – Configure – 1… В данном окне мы можем настроить удобное нам управление. Лично я использую Xbox 360 геймпад для Windows / Xbox 360 (оригинальный проводной). Просто нажимаем удобные нам кнопки на клавиатуре/геймпаде. В случае MS Xbox 360 геймпада обратим внимание, чтобы в руках у нас оказался геймпад, определяющийся как первый (первая, верхняя левая, четверть круга вокруг кнопки Home подсвечена зелёным).
Options – Joypad – Default Joypad выбираем заданную нами настройку 1.
Шаг 4.
Настраиваем второе окно программы, не закрывая первое. Ещё раз запускаем программу, оставляя запущенным уже открытое окно. Проделываем всё то же самое, что описано в шаге 3, пункты 1-7, но уже со вторым окном.
Настраиваем управление второго окна. Стоит помнить, что все клавиши должны отличаться.
Options – Joypad – Configure – 2… Пункт 2 выбираем просто чтобы не путаться. Лично я использую второй геймпад (вторая, верхняя правая, четверть круга вокруг кнопки Home подсвечена зелёным). Если такой возможности нет, используем клавиатуру.
Options – Joypad – Default Joypad выбираем заданную нами настройку 2.
Программа полностью настроена и готова к работе. Теперь закрываем её и забываем о ней на некоторое время.
Важно! Каждый раз, когда речь идёт о том, чтобы «закрыть» игру, имеется в виду, что нужно сделать следующее: File – Close (чтобы закрыть непосредственно игру, то есть образ, ROM-файл) и только за тем использовать File – Exit, Alt + F4 или крестик сверху справа, то есть любой привычный нам способ закрытия окна. Если не использовать File – Close есть риск, что файл с сохранением игры не будет обновлён (перезаписан).
Шаг 5.
Теперь нам нужно подготовить игру или игры. Для этого будем использовать более привычный нам эмулятор. Лично я пользуюсь VBA (без приставки Link) версии 1.8.0.
Проверяем чтобы были выполнены соответствующие условия для осуществления обмена (о них подробно говорилось в первой моей статье). Кратко это одно из двух:
1. Для обмена между Fire Red и Leaf Green, Ruby и Sapphire или между одной и той же игрой (FR – FR, LG – LG, Ruby – Ruby, Sapphire – Sapphire, Emerald – Emerald) необходимо получить Покедекс и иметь в команде («на руках») не менее двух покемонов.
2. Для обмена между Emerald/Ruby/Sapphire и FR/LG необходим Национальный Декс.
Важно! Для наибольшей вероятности успеха обмена стоит использовать игры одного региона (U – США, E – Европа, J – Япония).
Выполнив одно из необходимых нам условий, идём на второй этаж Покецентра к терминалу Nintendo Cable/Wireless Club (возле него на полу нарисованы два GBA, в FR/LG это третий, крайний справа терминал). Если предварительно мы не подготовили покемонов для переноса, это можно сделать здесь же на первом (крайнем слева) терминале. Необходимо помнить, что обмен возможен только тех покемонов, которые находятся в команде. Прослушав обязательный вводный курс (если мы зашли на второй этаж впервые), подходим к оператору терминала и сохраняемся возле неё. Закрываем игру.
Тоже самое проделываем со второй игрой. О переносе покемонов «по кругу», то есть внутри одной и той же игры, используя одно и то же сохранение, будет сказано отдельно.
Шаг 6.
Готовим сохранения. Для начала их нужно найти. Используемый лично мной эмулятор, создаёт файлы сохранения в той же папке, где находится файл образа (ROM-файл) игры. Сохранения должны быть в формате .sav. Если это не так, используя VBA, мы можем конвертировать их в нужный формат.
File – Import выбираем Gameshark Snapshot (для .sps сохранений) и сохраняемся внутриигровым способом (Start – Save), получая таким образом .sav. Если у нас любой другой формат сохранений, кроме двух вышеозначенных, то нам сильно не повезло. Конвертировать их можно, но это не так уж просто. В данном вопросе нам помогут гугль и/или ты-труба.
Теперь, мы имеем два сохранения в формате .sav, к примеру, FR.sav и LG.sav. Берём нужные .sav, создаём их резервные копии, переносим их в папку с играми.
Важно! Сохранения должны находиться в той же папке, что и игра и иметь такое же название файла, к примеру, FR.gba (ROM игры) и FR.sav (сохранение) находятся в одной папке (но не в папке эмулятора), путь к которой желательно (но не обязательно) должен быть прописан латиницей без пробелов, к примеру, D:/Games/Pokemon.
Мы должны перевести их в нужный нам flash-формат сохранений. Для первого окна VBA L это будет .sa1, для второго – .sa2. Из .sav в .sa# файлы переводятся простым переименованием расширения. Так как оба типа файлов по умолчанию не имеют ассоциаций с какой-либо программой (то есть их расширения не скрыты), то проблем с этим не возникнет. Если же по какой-либо причине, файлы ассоциируются (расширение скрыто) нужно будет сделать следующее в Windows Vista, 7, 8 (в XP и более ранних версиях расширение по умолчанию не скрывается):
Пуск – Панель управления – Оформление и персонализация – Параметры папок – Вид. Снять галочку напротив пункта «Скрывать расширения для зарегистрированных типов файлов». Нажать ОК.
В итоге мы должны получить примерно следующего вида содежимое папки:
FR.gba, FR.sa1, LG.gba, LG.sa2.
Шаг 7.
Запускаем два окна VBA L. В первом окне запускаем (File – Open) первую игру (в нашем примере это FR), во втором окне – вторую (LG). Если всё сделано верно, сохранения загрузятся автоматически.
Мы оказываемся у терминала в Покецентре (ведь ранее мы сохранились возле него).
Важно! Покецентры могут быть в абсолютно любых местах.
Далее все действия можно производить одновременно или по порядку. Если делать всё по порядку, к примеру, сначала первое окно, потом второе, это немного снизит нагрузку на систему (особенно во время автосохранений).
Разговариваем с клерком, выбирая первый же пункт меню – Trade. Нам предлагают сохранить игру, если мы откажемся, то обмен будет отменён, поэтому сохраняемся. Начинается процесс связи. В первом окне (это всегда будет первое окно) у нас будет выбор продолжить (нажать А) или отказаться (нажать В), во втором же – только отказаться (нажать В). Подобных запросов будет несколько, всегда нажимаем А. Когда наконец долгий диалог окончен, нас пропускают в дверцу за стойкой – комнату обмена (Trade Room). Здесь нам нужно подвести одного персонажа к синей половине терминала обмена, второго – к красной (или наоборот, это не важно). Подойдя к терминалу нажимаем кнопку действия (А), и попадаем на экран обмена.
Здесь всё просто – выбираем какого покемона из команды хотим обменять, жмём А и выбираем второй пункт раскрывающегося меню (Trade). Через некоторое время (от 3 до 10 секунд, обычно – 5), появится диалоговое окно, в котором можно будет подтвердить выбор (нажать А) или отказаться от него (нажать В). То же самое проделываем во втором окне. Лично я обычно делаю это по очереди, но если ловкость и сноровка позволяют, это можно делать одновременно. Подтверждаем сделку. Смотрим анимацию передачи покемонов по кабелю. Если этот вид эволюционирует при обмене, он эволюционирует сразу, как окончится анимация.
Важно! Эволюцию при обмене нельзя отменить.
После этого будет произведено автосохранение. Повторяем этот процесс нужное количество раз.
Направляем одного из персонажей к выходу. Когда он подойдёт к двери всплывёт предупреждение, что обмен будет прерван, при выходе. Если мы подтвердим выход (нажмём А), то не сможем выйти, пока второй персонаж (во втором окне) не разрешит нам уйти (нажав А). После этого оба персонажа (и у двери, и оставленный у терминала) будут перенесены обратно в Покецентр. Сохраняемся вручную внутриигровым способом (Start – Save). Закрываем эмулятор (File – Close, затем File – Exit).
Обмен совершён. Теперь, чтобы ощутить все его прелести и, главное, проверить всё ли прошло успешно, переименовываем файл .sa1 обратно в .sav (после чего, если необходимо, конвертируем его в нужный нам формат) и запускаем на нашем обычном эмуляторе. Если всё прошло удачно (а если мы всё сделали по инструкции иначе и быть не может), то удаляем наши резервные копии сохранений и файл .sa2 (который в большинстве случаев приносят в жертву, если же он нам нужен по прежнему, то и его переименовываем и проверяем). Fin.
Шаг 7 с хвостиком.
Существует ряд важных различий, если в нашем распоряжении всего один файл сохранения (FR.sav). К примеру, нам нужно эволюционировать Гравелера, Кадабру и иже с ними, или же мы хотим получить второй (третий, десятый) Exp Shard.
Будем считать, что сохранение у нас уже подготовлено (мы в Покецентре, покемоны на руках, резервная копия в безопасной несгораемой папке). Первым делом нам нужно создать папку вне первой папки (в нашем примере это была папка D:/Games/Pokemon). Создаём, к примеру, папку D:/Games/New. В эту новую папку мы копируем наш образ игры и сохранение (файлы FR.gba и FR.sav). В первой папке (Pokemon) переименовываем файл сохранения в .sa1 (FR.sa1), во второй (New) – в .sa2 (FR.sa2).
Важно! Если эти два сохранения будут в одной папке с вероятностью 85% произойдёт ошибка связи (Connection Error); если же в обоих окнах запускать один и тот же образ, то вероятность ошибки – 100%.
Таким образом мы получаем как бы два независимых файла образов D:/Games/Pokemon/FR.gba и D:/Games/New/FR.gba.
В машинной логике два файла, если они абсолютно идентичны, но имеют различный адрес, считаются разными. Если мы по какой-то глупой причине предположили, что копирование файла образа в ту же папку, где уже лежит его оригинал и переименование копии (файлы FR.gba и FR2.gba оба в папке Pokemon) решит все проблемы, то нам следует взять свёрнутую газету (а лучше Советский Энциклопедический Словарь) и отшлёпать себя по носу. При подобном раскладе вероятность ошибки будет около 50%. Делаем всё только строго по описанной методике.
Далее нет никаких отличий от шага 7. Для эволюции просто обмениваем покемона из первого окна на таково же из второго. Главное, не забыть выдать покемонам в лапы те предметы, которые мы хотим сами себе передать (доводим число Exp Shard’ов до шести) или которые необходимы им для эволюции (к примеру, Metal Coat Ониксу, чтобы он стал Стиликсом). Для избежания путаницы и потерь покемонов, советую использовать в качестве донора (стороны отдающей) второе окно, а в качестве реципиента (стороны принимающей) - первое.
VBA L 1.8.0 или зачем Пикачу Wi-Fi.
Единственное отличие данной вресии от описанной выше 1.7.3 в том, что 1.8 умеет полноценно имитировать Wi-Fi соединение GBA и, соответственно, позволяет подключать до четырёх консолей в сеть.
Почти во всём версии идентичны, кроме стабильности (1.8 намного менее стабильна, вылеты в ней в порядке вещей). Единственное кардинальное различие будет в шаге 3 – в нём будет 9 пунктов.
Шаг 3. Пункт 9. Связь.
Данный шаг нужно осуществлять после запуска двух полностью настроенных окон эмулятора, но перед запуском самих игр.
File – Options – Link – Options… – General. Настраиваем «Link timeout (in milliseconds)», то есть время проведения попытки связи в миллисекундах. По умолчанию стоит значение 1 000 (10 секунд). Часто этого времени бывает мало. Установим 6 000 (1 минута) – этого будет более, чем достаточно, если мы используем один ПК, или же 60 000 (10 минут) для связи по сети. Здесь же настраиваем тип связи Single Computer (одиночный ПК, связь полностью идентична 1.7.3, кроме постоянных необоснованных вылетов; ничего настраивать не надо) или Network (сеть), степень защиты соединения (ползунок «Safer – Faster», то есть «Безопасность – Быстродействие», лучше оставить по умолчанию – максимальная безопасность) и порт (важен только для связи по сети). Дальнейшая настройка будет невозможна до переключения в режим Network.
Теперь у нас два варианта развития событий: мы будем имитировать вай-фай соединение самих с собой (зачем бы? а нам вдруг захотелось) или же связываться с нашими друзьями на физически удалённых компьютерах.
1. Сам себе Wi-Fi.
File – Options – Link – Options… – General. Включаем режим Network.
В первом окне переходим во вкладку Server. Выбираем протокол связи TCP/IP (гугль знает что это такое) или же UDP. Тут всё зависит от типа нашей сети и, скорее всего, выбор будет недоступен. Оставляем TCP/IP (будет использоваться протокол v4; если наш провайдер полностью перешёл на 6-й, то у нас могут возникнуть проблемы).
Обращаем внимание на кнопку Start, но пока что не нажимаем её.
Во втором окне переходим во вкладку Client. Здесь нам также надо будет выбрать протокол связи (такой же как в первом окне) и, при выборе TCP/IP, нам будет доступен ввод IP-адреса сервера. В данном случае (самосвязь) нужно оставить адрес по умолчанию – «localhost» (то есть 127.0.0.1, самоадресация).
Обращаем внимание на кнопку Connect, но пока что не нажимаем её.
Запускаем Start на сервере (первом окне) и жмём Connect на клиенте (второе окно). Появится диалоговое окно с информированием о количестве подключённых копий эмулятора и с запросом о том, стоит ли продолжать поиск, или все уже в сети.
Важно! По умолчанию выделена кнопка «Нет». Обратим внимание на сам запрос: «Стоит ли продолжать поиск?». Естественным является желание нажать кнопку «Да», но нам нужно ответить «Нет», то есть кнопку по умолчанию. Если случайно мы нажали «Да», придётся перезапустить оба окна, чтобы избежать проблем. Если всё сделано правильно, появится информационное окно с сообщением об успешном подключении и количестве подключённых.
Соединение налажено. Можно запускать игры и проводить обмен, как описывалось выше. Скорее всего, подобный вид обмена будет успешен только один раз – это особенность версии 1.8.
2. Покемонофаны всех стран соединяйтесь.
Единственное отличие обмена с удалённым компьютером будет в том, что нам потребуется этот самый удалённый компьютер, то есть кто-либо, кому мы настолько доверяем, чтобы совершить к нему прямое подключение (черви, перехватчики клавиатуры и программы-шпионы представляют собой наименьшую из угроз такого способа связи). Делаем всё, как описано выше, за исключением того, что второе (клиент) или же первое (сервер) окно находится на другом компьютере. Соответственно, в поле IP-адреса сервера (для клиента) нужно будет указывать IP-адрес сервера, к которому мы подключаемся. Порт должен быть указан одинаковый на обоих машинах.
Важно! Порт должен быть добавлен в исключение безопасности нашего антивируса и фаерволла (если мы используем роутер, то так же нужно его «пробросить», то есть назначить переадресацию порта). Из-за этого, к выбору порта нельзя подходить безответственно. В любом случае, нужно будет проверить работоспособность порта. (Более подробно о портах и их переадресации можно узнать у гугля и/или вашего провайдера и/или вашего системного администратора).
Важно! IP-адрес сервера должен быть выделенным (внешним, статическим, постоянным, публичным). Без него связь возможна только в пределах локальной сети провайдера (обычно, сеть одного района, реже дома, квартала или целого города) или рабочей локальной сети (для офисных помещений). Если вы не знаете выделенный у вас IP или же нет – значит вы «счастливый» обладатель динамического (внутреннего, личного, непостоянного, меняющегося) IP. Выделенный IP предоставляется провайдером как платная дополнительная услуга и стоит, в зависимости от конкретного провайдера, в районе 100-200 рублей в месяц (для Москвы). Узнать свой IP проще всего используя сервис Яндекс.Интернетометр. Если ваш IP начинается с цифр 10 (большинство динамических IP в России), 172 или 192 (стандартная адресация для офисных локальных сетей) – он динамический, в противном случае – выделенный (но не помешает убедиться – позвонить провайдеру).
Зачем же нам всё это делать?
Прежде всего, чтобы получить всю начальную тройку покемонов. Каким же образом?
Запускаем, к примеру, Fire Red и берём начального, к примеру, Чармандера, с удовольствием проходим её по сюжету, вплоть до возврата в Паллет Таун с посылкой для профессора Оука и получаем Покедекс. Далее, опять же по сюжету, снова отправляемся в Виридиан, по пути ловя всех двоих Покемонов водящихся на этой дороге (Раттату и Пиджи). И ещё двух, к примеру, Раттат про запас (у нас пять покеболов) (назовём их Раттата 2 и Раттата 3). Здесь заходим в Покецентр, лечимся и идём на второй этаж, с Чармандером, Пиджи и тремя Раттатами «на руках». Сохраняемся у терминала обмена. Зачем же нам аж три Раттаты? А затем, что сейчас мы закрываем игру.
И запускаем Leaf Green (чтобы не было накладок), беря, к примеру, Сквиртла… Теперь, полагаю, всё стало предельно ясно. Быстро пробегаем тем же маршрутом, ловя только одного (любого) покемона. Сохраняемся в Покецентре. Переименовываем файлы сохранений, как описано выше, запускаем два окна VBA L, и начинаем обмен Раттаты 2 на Сквиртла. Удаляем .sa2, запускаем LG снова и повторяем процесс, но уже с Раттатой 3 и Бульбасавром.
Таким образом за 20-30 минут мы имеем сильнейшую начальную тройку: Чармандер, Сквиртл (сойдёт по началу, особо учитывая, что иным путём водного покемона не получить ох как долго, а в первом же бою с Броком он нам пригодится, сменим его попозже на Поливага или Псидака) и Бульбасавр (единственный вменяемый травяной покемон всех поколений, кроме Белспраута, которого, кстати, получить в FR можно только по средствам обмена). Тут же рядышком ловим Пикачу и можно смело проходить всю игру, не меняя начальной партии, вплоть до получения легенд. Подобный метод игры, конечно, можно назвать внутриигровым читерством (вряд ли кто-то добровольно согласится обменять с вами своего начального покемона, поэтому получить всю начальную тройку можно только тремя способами: ПК-эмулятор (как её заполучили мы), читы (всегда рисково, может привести к крушению игры, ROM'а и сохранений) или при наличии друга с GBA, который не против одолжить нам свою консоль на пару часов (при условии, что у нас самих есть GBA и «лишний» картридж покемонов)).
Напомню, что полученные вышеописанным образом файлы сохранений можно перенести с ПК на эмулятор на телефоне и/или планшете.
Пришлось заново игру начинать вообще, ибо естественным путём не сохранялось по очевидной теперь причине.