Вьюжная Создано 23 Aug 2014 02:09 | Pokemon: The First Movie. Mewtwo Strikes Back / Покемон: Фильм Первый. Мьюту наносит ответный удар (1998)
1. Сюжет (10 из 10)
Самое прекрасное в первом фильме — это даже не сам сюжет как таковой, а манера его подачи. В своём стремлении рассказать о множестве очень важных и взрослых вещей создатели ни на миг не забывают, что их зрителями станут преимущественно дети и подростки, а к ним нужен особый подход. Бесполезно разом вываливать на детские головы кучу смыслов, моралей и уроков — в лучшем случае не воспримут, в худшем и вовсе отторгнут. К счастью, вместо того, чтобы размазывать пару-тройку умных мыслей по всему хронометражу, было принято решение оставить самое-самое важное и простое на поверхности, а всему остальному дать возможность расти не вширь, а вглубь. В итоге мы получили подлинное произведение искусства, в котором, простите за банальность, человек любого возраста сможет найти что-то ценное лично для себя. Детьми мы с сестрой до дыр затёрли кассету с пиратским переводом, задерживали дыхание во время морского заплыва героев, болели за Чаризарда и Мью, пытались определить, кто в парах покемонов настоящий и клонированный, а как бы между делом в мозгу откладывались мудрые мысли о ценности любой жизни, силе любви и дружбы, бессмысленности насилия.
Став постарше, начинаешь замечать больше и открывать всё новые глубины: тут можно найти и беззлобную пародию на оригинальный сериал (чего стоит один комментарий Брока к портрету сестры Джой: "Где-то я её уже видел..."), и цитаты из литературной классики (в американской версии Джесси вообще прямым текстом отсылает нас к Франкенштейну), и библейские мотивы (Эш, погибающий за род людской и покемонский и воскресающий в столбе небесного света, Пикачу, подставляющий вторую щёку и нежно обнимающий обидчика). А уж сколько поднято философских вопросов, сколько символов спрятано в сюжете и картинке — тут порой невозможно определить, где авторский замысел, а где твои собственные фантазии на тему "что же символизируют синие занавески". Сложно охватить всё сразу, так что остановлюсь на том, что сама люблю в этом фильме больше всего.
Это история Мьюту, но не злодея, обратившегося к свету, а подростка, становящегося взрослым. Что перед нами именно подросток, а не ребёнок, особенно очевидно в японском оригинале, где нам покажут-таки его короткое детство. Новорождённый Мьюту тоже задаёт вопросы, на которые нет ответа, но ещё нет того мучительного самокопания, которое поглотит его разум позже. Пока неважно, был ли он рождён или создан, человек он или покемон, первый, второй или сто двадцать второй — ведь рядом друзья, светит солнце, дует ветер... а затем приходят тьма и одиночество. Пробудившись, он задаёт как будто те же самые вопросы (Мьюту-японец в начале фильме вообще изъясняется исключительно вопросительными предложениями), но каждый ответ или его отсутствие воспринимается им болезненно, формируя один комплекс за другим ("я здесь чужой", "я всего лишь тень", "я одинок", "на меня всем плевать"). Увлёкшись игрой в богов, учёные не заметили, что у гибрида атомной бомбы и мощного компьютера ещё и ранимая душа образовалась, так что их конец, как говорится, немного предсказуем. Джованни, пытаясь сыграть на амбициях и растерянности своего создания, не только не дал Мьюту никаких ответов, но только ещё больше смутил его разум. Отвергнутый, обозлённый на весь мир подросток обычно выбирает один из двух путей — уйти в себя, в мир фантазий, или попытаться насильно подстроить под себя действительность. Что ж, Мьюту на то и сильнейший в мире покемон, чтобы попытаться пройти двумя дорогами сразу. И как же ему несказанно повезло в процессе наткнуться на Эша!
Эш и Мьюту многому научатся друг у друга, почти того не сознавая. Именно их противостояние есть движущая сила второй половины фильма, а вовсе не якобы схватка века Мьюту vs Мью. Опять же, в японской версии отдельно подчёркнуто, что няшка-Мью для своего клона не является ни мудрым наставником, ни нравственным идеалом. Он, по-моему, вообще не взаимодействует с Мьюту, ничего не даёт и ничего не берёт. Бессмертный ребёнок, живущий в согласии с собой и всеми вокруг, одновременно независимый и неотделимый от мира. Мьюту с его терзаниями для него интересен не более и не менее, чем ветряной двигатель. Хочешь покидаться энерго-шарами? Давай. Поиграть в догонялки? Да пожалуйста. Подраться? Почему бы и нет. Это Мью-американец может читать собрату мораль про внутреннюю силу, занимая сторону Эша. Японский котик не противостоит, а фактически поддаётся своему клону, позволяет ему выбирать правила игры, но даже не думает пускать к себе в душу, благо природная мощь позволяет.
С Эшем всё совсем иначе. Он не ставит барьеров между собой и Мьюту, не считает себя выше или ниже. Явление тренера-покемона изумило его не менее, чем всех остальных, но ему и в голову бы не пришло заявить, словом или делом, мол, знай своё место, зверёк, ты не ровня мне. Он говорит: о'кей, называешь себя тренером — так давай сразимся. Хочешь быть равным — веди себя как равный. Очень трогательно и немного смешно, как Эш, Пикачу и даже Чаризард по очереди предлагают Мьюту равенство, но не в силе, как Мью, а в чём-то намного более важном. Увы, они все говорят на языке, которого Мьюту не понимает. Вот храбрый Пикачу выходит ему навстречу и прямо заявляет: брат, ты неправ, с людьми можно и нужно дружить. Но что могучему коту писк мыши? Ему неизвестна ценность дружбы, а о тренерах он судит по Джованни. Поэтому — нет, ты мне не брат, а просто слабак. А как прекрасен Чаризард, принявший "величайшего тренера покемонов" просто за соперника на ринге. И снова — нет, я выше этих детских разборок. Впрочем, по сравнению с тем, что вытворяет Эш, это всё цветочки. Кто ещё, кроме него, способен был после всего увиденного бросить Мьюту вызов, как человеку, потом обидеться, что соперник ведёт себя не по правилам, а в довершение всего и вовсе попытаться набить ему морду (ну или до куда рука достанет)? Эш настолько искренен и открыт по отношению к Мьюту, что тот не понимает, что с ним делать. Разве что отшвырнуть куда подальше.
Разумеется, самому Эшу тоже есть куда расти и к чему стремиться, но его глаза не затянуты пеленой ненависти, и потому он учится намного быстрее. Только что он под лозунгом "Я защищу этот мир от тебя!" бросался с кулаками на врага, но вид массового побоища производит должное впечатление — и вот он уже действительно становится на защиту мира, принимая на себя удар. Казалось бы, безрассудно и глупо, но как иначе остановить разошедшихся легенд, забывших обо всём вокруг? И уж как яснее показать Мьюту, что жизнь покемонов для тебя ценнее собственной? Трудно с ними всё-таки, этими подростками... Но не безнадёжно. Он наконец услышал, понял и усвоил свой урок, сделав первые шаги к своему становлению как полноценной взрослой личности. И, заметим, улетая в прекрасное далёко, Мьюту не забыл забрать клонов с собой. Что ж, ответственность и забота о своих созданиях (или детях) — это следующее, чему он должен научиться.
2. Анимация (8 из 10)
Как и положено в качественных полнометражках, уровень рисовки значительно улучшился в сравнении с оригинальным сериалом. И если такие сложные для мультипликации стихии, как пламя и вода, по нынешним меркам смотрятся всё же довольно примитивно, а внезапное 3D-появление Эша в компании спасённых покемонов вызывает разве что снисходительную улыбку, то ко всему остальному претензий минимум. Пейзажи, интерьеры, герои и битвы — всё сделано на совесть, камера не стоит на месте, взлетая и ныряя вместе с персонажами, охватывает впечатляющие панорамы и заглядывает прямо в глаза. Особенно аниматоры, должно быть, любили сладкую парочку Мью и Мьюту. Первый — живое воплощение кавайности и няшности, второй бОльшую часть времени принимает величественные позы и стоит, не шевелясь. В итоге многие кадры с ними так и просятся в рамку и на стенку.
3. Атмосфера (8 из 10)
Кардинальное отличие первого фильма от сериала — именно в этом пункте. Атмосфера сериала — это ощущение свободы, чистый воздух и голубое небо, поля, леса и уютные города, где даже стадионы принимают форму то водоёма, то пещеры, то лесной полянки. Естественность, если одним словом. Для фильма про достижения генной инженерии таким словом будет "искусственность". Мьюту выращен в пробирке, у него нет природной среды обитания — и он стремится создать её сам. Приняв приглашение таинственного тренера, Эш вместе с нами попадает в его мир — мир зловещих строений и странных механизмов, просторных залов и уходящих во тьму бесконечных лестниц. Полные жизни и ярких красок покемоны здесь примерно так же уместны, как Команда Р в научной лаборатории, зато всё тёмное и нехорошее цветёт буйным цветом.
Но мы всё-таки не в каком-нибудь романе-антиутопии, от атмосферы которых порой хочется пойти и утопиться. Здесь надежда не покидает нас ни на миг, даже в самых отчаянных ситуациях. Пусть Пикачу не удалось сбежать от покеболла, Эш за своим другом последует хоть в преисподнюю, голыми руками раскурочит новенький копировальный аппарат, заодно и остальных пленных выпустит. А пока все вокруг бьются насмерть, два Мяута возьмут и залюбуются полной луной. И даже для самого Мьюту, начавшего свой земной путь, на минуточку, с массового убийства, есть надежда, что тот полузабытый сон (воспоминание, мечта?) о прекрасной земле где-то за морями станет реальностью. Мью, по крайней мере, отправился именно туда. Может, и брат последует за ним.
4. Музыка (9 из 10)
Да простят меня фанаты оригинала, здесь Америка однозначно обошла Японию. Пусть мы лишились торжественно-церковной темы Мьюту (там и правда звучит орган?), новый саунд с лихвой эту потерю окупает. Музыка сопровождает героев везде и всегда, обогащает и наполняет смыслом даже вроде как проходные сцены. Скажем, в исходном варианте Райхорн нападает на Мьюту в полной тишине. И что, кто-то действительно верит, что у бедняги-носорога получится? Но стоило лишь добавить напряжённую мелодию — и вуаля, сцена оживает и несёт мощный заряд эмоций, зрители сжимают ручки кресел. А эпизод со "смертью" Эша! Отчаянный рывок, горе, надежда, радость — всё это выражено в потрясающей, до слёз пробирающей музыке. Почему же в оригинале что-то начинает звучать, когда кульминация уже позади? К японскому саундтреку много вопросов, а к американскому только один: четыре песни на финальных титрах — не перебор?
В сухом остатке: захватывающий многослойный сюжет, качественная анимация, мрачноватая, но не гнетущая атмосфера, божественная американская (и слабая японская) музыка. В ещё более сухом остатке: 8.75 из 10. Спасибо.
Комментариев: 6Метки: -
|